История Ангарска
Ангарский трамвай: вчера, сегодня, завтра
По житейским меркам 57 лет – не слишком большой возраст. Для трамвайного управления Ангарска нынешняя дата – своеобразная точка отсчета, подведение определенных итогов. В век скоростей, иномарок трамвай продолжает исправно служить людям. Когда «маршрутки» уезжают на отдых, трамвайщики продолжают работать до 23.00. В старые времена они работали до 1.45 ночи, делали перерыв на час до 2.45 минут и начинали снова. Сейчас рабочий день вагоновожатых начинается с 5.00 часов утра. Незаменимый транспорт – трамвай! Неприхотливый, экологически чистый, надежный, вот такой он, несмотря на определенный возраст.Вчера: 55 лет назад
Идея ангарского трамвая была разработана московским институтом «Промтранспроект». Первой очередью трамвая предусматривалось:
1. строительство 25, 4 километров трамвайных путей, назначение которых двумя маршрутами связать жилые кварталы города с промышленными предприятиями и будущей железнодорожной станцией. Все трамвайные пути строились двухпутными.
2. Сооружение тяговой подстанции.
3. Строительство трамвайного депо с вагоноремонтными мастерскими на 50 вагонов.
Комплектование вагонного парка ориентировалось на двухосные моторные и прицепные вагоны КТМ-1 и КТП-1 Усть-Катавского завода.
В 1953 году генеральным подрядчиком по строительству трамвая был определен 4-й строительный район предприятия п/я 91 (начальник В.В.Ахабадзе). С апреля 1953 года широким фронтом развернулись крупномасштабные работы по строительству инфраструктуры, в бой были брошены заключенные. В июле 1953 года укладываются трамвайные пути и устанавливаются опоры. Председатель горисполкома Николай Гулькович лично курировал введение в эксплуатацию необходимой транспортной артерии. В августе начат монтаж электрооборудования на тяговой подстанции, все детали изготовлялись в мастерских «Дальэлектромонтажа».
10 августа 1953 года на Китойскую базу прибыли первые 4 трамвайных вагона МТВ-32, производства Рижского вагоностроительного завода.
В сентябре было определено, что трамвай будет находиться в ведении конторы железнодорожного транспорта Комбината -16. на правах цеха, а его тяговая подстанция №1 передается в эксплуатацию Управлению энергетической системы Комбината. Кадры также готовились на Комбинате-16.
10 сентября 1953 года отдел кадров набрал первую группу на курсы водителей трамвая в количестве 18 человек: Вера Чулкина, Клара Осипова, Любовь Онищук, Татьяна Свинарева, Мария Бокова, Александра Матохина, Лидия Шарапова, Антонина Попова, Валентина Лукина, Лидия Подвязникова, Алла Каргапольцева, Раиса Хайдарова, Анна Шестакова, Нина Радаева, Мария Буханаева, Антонина Ковльчук, Александра Варлахина, Мария Фролова. В этот день Михаил Кувшинов приступил к исполнению обязангостей начальника трамвайного цеха Комбианата-16. Обучение первой группы проводилось в Иркутском трамвае.
2 октября Исполком Ангарского горсовета решением № 304 утвердил представленные КЖДТ «Правила пользование трамваем в Ангарске», а также наименование остановочных пунктов по путям первой очереди. «Правила» были отпечатаны в типографии в количестве 300 экземпляров и опубликованы в газете «Знамя коммунизма». 3 ноября по улицам Ангарска прошли первые трамвайные вагоны, до пуска трамвая в эксплуатацию оставалось 24 дня. 26 ноября водители закончили обучение и сдали экзамены по программе, 29 ноября они сдали также экзамены в областной ГАИ.
27 ноября в 11 часов к остановке «Техникум» подошли три вагона. Открытие трамвайного движения приветствовали делегаты 3-й городской партийной конференции. Честь управления первым вагоном выпала Алексею Спивак. В первый день трамвай работал до 5 часов, водители знакомились с трассой и условиями движения, с 28 ноября трамвай стал работать нормально с 6 утра до часу ночи. 29 ноября прибыли первые водители, сдавшие экзамены в ГАИ.
За один месяц 1953 года вагоны набежали 19,3 тысячи километров, перевезли 200, 6 тысяч пассажиров. Коллектив цеха на 1 января 1954 года составил 58 человек.
Сегодня: Ангарск без трамвая – не Ангарск
Сегодня ангарский трамвая можно сравнить с кровеносными сосудами, которые находятся в организме города Ангарска. Без них остановится движение, жизнь. В наличии МУП «Ангарский трамвай» находятся 91 вагон, ежедневно 60 выходят на маршруты. Длина путей сегодня составляет 77, 7 километра, в Ангарске существуют 102 остановки. На предприятии работают 700 человек, из них около 300 – водители и кондукторы. Стоимость одного современного трамвая доходит до 8-9 миллионов рублей. За один месяц трамвай обслуживает более миллиона человек. Директором МУП города Ангарска «Ангарский трамвай» с августа 2008 назначен Валерий Клепиков, в 90-е годы он уже был директором предприятия. Здесь трудятся орденоносцы, патриоты управления, у нескольких старожилов в книжке существует всего одна запись: «принят на работу в 19….» и только предстоит запись об увольнении.
Завтра: нам не жить друг без друга
Ангарский трамвай переживает не лучшие времена, но уныния на предприятии нет. У ангарского трамвая есть будущее, потому что это самый аккуратный, исполнительный, трудолюбивый перевозчик в городе. Ему нужна помощь от города, который родил предприятие и содержит на своем балансе. У ангарского трамвая – славное прошлое и хорошее будущее.